univer.ua Секс, наркотики или фондовый рынок?

Блоги

Для получения автоматической рассылки новых блогов необходимо зарегистрироваться и отметить "галочкой" соответствующий пункт на странице Подписки.



Алексей Сухоруков
ИГ УНИВЕР

Секс, наркотики или фондовый рынок?

Специально для "Экономическая правда"
(Авторская версия колонки)

Один из важных показателей конкурентоспособности украинской экономики - её фондовый рынок.  Частный инвестор в Украине микроскопичен, пенсионная система является черной дырой и за все годы независимости на внутреннем рынке не было ни одного IPO.

Уже 10 лет я задаюсь вопросом "Как это изменить?"

Сначала считал, что главная проблема - в инфраструктуре. Казалось, достаточно построить  современную биржу с безрисковыми расчетами и эмитенты на нее ломанутся. Не ломанулись. У местных акционерных обществ нет цели увеличения капитализации. У кого такая цель появляется - идут на иностранные биржи, где можно привлечь капитал.

Затем, совсем недолго, я надеялся, что ситуацию может кардинально изменить пенсионная реформа. Польше же она помогла. Но даже если ввести обязательный 2-й уровень пенсионной системы, без надёжной защиты прав собственности инвестировать его средства (то есть деньги, собранные с трудящихся/работодателей по сути принудительно) в акции украинских ПАО было бы слишком рискованно. В последнем рейтинге WEF по качеству регулирования фондовых бирж Украина заслуженно оказалась на предпоследнем месте. Ниже - только Йемен, а выше – все африканские страны, во многих из которых даже нет фондовых бирж.

Украинцы – большие индивидуалисты и не особо склонны добровольно нести свои деньги в «колхоз» негосударственных пенсионных фондов (то есть отдавать их в общий котёл под управлением людей, с которыми они даже не знакомы), а мотивации к индивидуальному накоплению инвестиций нет никакой. Проще, понятнее и надежнее инвестировать в твердую валюту в лучшем случае на депозит в банке, а то и просто «под матрас». В рамках обсуждения пенсионной реформы стимулирование индивидуальных сбережений в иные активы пока даже не рассматривается.

Потом думал, что нужно создавать благоприятные условия для вывода на украинскую биржу компаний, которые провели IPO в Лондоне и Варшаве. Но украинские чиновники не способны создать таких условий, даже если бы они были в этом заинтересованы. А им это не будет интересно еще много лет.

Модернизировать "Запорожец" украинского фондового рынка с каждым годом все сложнее. Не видя капитала на внутреннем рынке, компании вынуждены идти за ним на иностранные биржи, то есть мы уже в ситуации, когда страна аутсорсит функции рынка капитала более развитым юрисдикциям. Ситуация будет только усугубляться по мере валютной либерализации. Время, чтобы к ней подготовиться, бездарно упущено.

Местные чиновники демотивированы защищать инвестиционные потребности украинцев. Они готовы защищать только сферу своего влияния.

Местным судьям борьба с коррупцией нипочём. Необязательность исполнения законов - это фундамент украинского развитого бюрократизма.

Местный парламент - неэффективен и медлителен. В части инвестиционных возможностей украинская юрисдикция ближайшие лет 25 не догонит европейское законодательное поле. Здесь даже вопрос так пока не ставится.  Есть желание скопировать обязанности, но не права.

Яркий пример, иллюстрирующий весьма туманные перспективы местного рынка ценных бумаг - судьба законопроекта  №4259, предлагающего ввести в Украине индивидуальные инвестиционные и пенсионные счета, аналоги которых существуют во многих развитых экономиках. Смысл таких счетов – налоговые льготы на прибыль от долгосрочных инвестиций на фондовом рынке. Во всем мире на таких счетах накоплены триллионы долларов, а законопроект №4259 уже больше года безуспешно прозябает в Верховной Раде. История этого законопроекта красноречиво говорит о том, что не нужны здесь ни обеспеченные пенсионеры, ни частные инвесторы, ни тем более развитый фондовый рынок. Всех вполне устраивает нынешнее болото.

Чем жестче ограничены возможности инвесторов, чем меньше доходы населения и беднее пенсионеры - тем дешевле обойдется гречка, необходимая чтоб удержаться во власти и сохранить своих людей министрами и директорами госпредприятий.

На вопрос "Как это изменить?" мой ответ - "Пока никак". Надо ждать смены поколений. После того, как уйдет на пенсию последний из нынешних бюрократов, шансы может и появятся. Раньше - маловероятно.

Пока же шансы выше у проституции и марихуаны, в легализации которых заинтересовано намного больше депутатов и чиновников, чем в развитии возможностей внутреннего фондового рынка.



Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарии