univer.ua Спасет ли Янукович фондовый рынок Украины?…

Блоги


Алексей Сухоруков
ИГ УНИВЕР

Спасет ли Янукович фондовый рынок Украины?

(статья для Экономической правды)

Шутка, которая теперь не кажется смешной


Осенью 2010 года Дмитрий Михайлович Тевелев, уже будучи Главой ГКЦБФР, дал блестящее описание тогдашнего состояния фондового рынка Украины – где-то между «его еще нет» и «он пока очень плохой». В этой шутке была доля горькой правды, но в тот период она была удачной и смешной, ведь участники рынка были полны оптимизма и надежд на стремительное улучшение ситуации. К сожалению, эти надежды не сбылись. Хуже того -  последние полтора года рынок наш откровенным образом деградирует.

Ликвидных ценных бумаг становится все меньше, доля их в свободном обращении тоже падает. Рост количества активных счетов остановился на отметке примерно 2000 человек, и это не взирая на титанические многолетние маркетинговые усилия биржи и торговцев. Мажоритарные акционеры плюют на права миноритариев, госорганы им в этом помогают. Нацбанк препятствует любым попыткам развития небанковских финансовых инструментов. Ситуация усугубляется   высокими ставками депозитов. В итоге – объемы биржевых торгов и задепонированных под торги средств упали в разы. И пока не видно ни одной причины, по которой ситуация может начать улучшаться в ближайшее время. Зато есть одна очень серьезная причина, почему может быть сильно хуже.

Законопроект об экспроприации депозитарного бизнеса


Система учета ценных бумаг в Украине, мягко говоря, далека от совершенства. Но она есть и более-менее нормально работает. Она, конечно, фрагментарна в смысле наличия 3 депозитариев и такого же количества депозитарных технологий, но в части корпоративных ценных бумаг, учет которых построен на базе ВДЦБ, вполне жизнеспособна и пригодна для развития организованного биржевого рынка.

Конечно в идеале было бы лучше иметь один депозитарий, который бы учитывал все ценные бумаги – и корпоративные, и государственные. Это бы помогло уменьшить расходы инвесторов и увеличить ликвидность. Один депозитарий можно было бы назвать центральным и тогда в нем может быть даже бы начали открывать счета глобальные кастодиальные банки, приводя с собой крупных институциональных инвесторов.  

Все 15 лет пока в Украине существует фондовый рынок с завидной регулярностью предпринимаются попытки такой центральный депозитарий создать. Я уже писал, что, по моему мнению, это не самая срочная и больная проблема для рынка. Без центрального депозитария Украина может легко прожить еще минимум лет 5. Здесь как раз не стоит торопиться ибо наломать дров – очень легко. К сожалению желающие эти дрова наломать таки нашлись и воспользовались своим большинством в Верховной Раде, которая в начале июля приняла во втором чтении законопроект «О системе депозитарного учета». Если Президент страны утвердит закон в той редакции, которая доступна на сегодня в публичных источниках, то ВДЦБ должен будет закрыть депозитарный бизнес, монопольное право на который тупо перейдет к НДУ. При этом, Нацбанк сохранит за собой функции депозитария по госбумагам, видимо справедливо опасаясь доверить их НДУ. То есть, ни единого депозитария, ни экономии расходов, ни эффекта синергии от концентрации ликвидности в ближайшие годы не планируется.   

Обратите внимание, что речь не идет о слиянии двух депозитариев или о покупке одного другим. Депутатов не волнует никакая непрерывность никакого бизнеса – ни учетного, ни основанного на нем биржевого. Это - проблемы каких-то мелких акционеров, интересы которых, как мы уже давно наблюдаем, в Украине могут интересовать только их самих.

В стране есть только один человек, который может время от времени защищать права собственности от решений Парламента. Хочется надеяться, что ему еще нужен фондовый рынок. По крайней мере в своей Программе экономических реформ он его упоминал, пусть и почти вскользь.

Бизнес по-украински


Заложенная в законопроекте бессмысленная и дорогостоящая рокировка депозитариев, в случае принятия закона в текущей редакции, в очередной раз подорвет и без того отсутствующую веру владельцев украинских акций в желание украинских властей защищать их права. Но это вещь не смертельная. Как говориться, инвесторам не привыкать.     

В обсуждаемом законопроекте заложена мина посерьезнее – так называемый Расчетный центр (РЦ). В двух словах: РЦ – это коммерческий банк с ограниченной лицензией, созданный НБУ на бюджетные деньги, который согласно предложенному законопроекту будет иметь монопольные права:
  • открывать участникам рынка денежные счета для расчетов по сделкам с ценными бумагами и другими финансовыми инструментам,
  • учитывать денежные средства всего фондового рынка,
  • осуществлять совместно с НБУ клиринг по государственным ценным бумагам,
  • осуществлять выплаты доходов (дивиденды, НКД) по всем ценным бумагам,
  • осуществлять выплаты в случае погашения ценных бумаг    

Желание назвать НДУ «центральным депозитарием» еще как-то можно оправдать международным опытом – мол, все уважающие себя страны уже имеют центродеп, а мы еще нет, как-то неудобно перед коллегами. А вот такой институт как РЦ – это чисто украинское изобретение. Причем в духе худших традиций украинского фондового рынка. Как-то так повелось, что время от времени в Украине возникают законы, которые приводят к появлению то монопольного рейтингового агентства, то монопольной саморегулируемой организации. И монополисты эти цинично «имеют» рынок, максимально извлекая для себя финансовую пользу из своего уникального положения.   

В данном случае нет никаких оснований полагать, что может быть как-то иначе. Дело в том, что РЦ этот будет не просто бесполезным звеном, он будет еще и самым узким и самым слабым элементом инфраструктуры. Его создание ляжет на налогоплательщиков, его содержание – на бедных инвесторов, а управлять им будут назначаемые НБУ чиновники. Никакой добавленной стоимости, всего лишь дополнительный источник бюрократии, коррупции, воровства и незаконного использования конфиденциальной информации. Звучит мрачно, но и это не самое страшное.

Кому нужны убыточные, ничего не гарантирующие биржи?

Во всем мире существенная часть доходов бирж формируется от пост-трейдинговых услуг. Почти все биржи владеют клиринговыми организациями, а многие и центральными депозитариями.

В Украине государство панически боится того, что в развитие центрального депозитария будет вкладывать средства какая-то биржа, поэтому про доходы от депозитарной деятельности можно сразу забыть. Обсуждаемый законопроект вроде бы вводит определение клиринговой организации и даже определяет, что такое «центральный контрагент». Казалось бы, вот он - источник заработка для бирж. Однако все перечеркивается наличием и эксклюзивностью РЦ.

С теми функциями, которые останутся клиринговым организациям от монополии РЦ, нормального, в международном смысле конкурентоспособного клиринга построить невозможно. Клиринговая организация не должна брать на себя риски, которыми невозможно управлять.

Получается, что инвестировать в развитие биржи можно, надеясь только на доходы от биржевой комиссии. Но они зависят от оборота, а без хорошего клиринга обороты ни откуда не появятся. Логичный вывод – если Президент подпишет закон в редакции, за которую проголосовала Верховная Рада, то инвестировать в развитие биржевого рынке не имеет смысла. Никому. Ни украинским инвесторам, ни иностранным.

А без развития внутренней организованной торговли рынок частично вернется на внебиржу, а остальное уйдет на иностранные биржи, где в законодательстве по ценным бумагам все нормально с клирингом и. Внутренние инвесторы в силу валютного регулирования на иностранных рынках торговать не смогут, в итоге даже из тех 12 000 украинских инвесторов, которые зарегистрированы на бирже сейчас на 45 миллионную страну может остаться человек 100.  

При этом важно еще раз отметить, что ни в одной стране, куда постепенно уже уходят украинские эмитенты, такого явления, как придуманный украинскими депутатами РЦ нет – денежными расчетами без посторонней помощи там анимаются и депозитарии и клиринговые организации.

Конструктив

В Программе экономических реформ Президента Украины среди целей я не видел фраз похожих по смыслу на «отобрать бизнес у ВДЦБ и подарить его НДУ, где у нас теперь полный контроль» или «создать при НБУ коммерческий банк и загнать в него деньги всех инвесторов, пусть даже ценой убийства организованного рынка». Нет там ничего даже отдаленно напоминающего возможные последствия принятия законопроекта в предложенной редакции. Поэтому я очень надеюсь, что Виктор Федорович отправит законопроект на доработку. На его месте я бы в резолюции еще обязательно приписал «объединить два депозитария и исключить расчетный центр».

Создание центрального депозитария именно путем объединения НДУ с ВДЦБ очень важно для обеспечения преемственности технологической и организационной. Без нее невозможно обеспечить непрерывность сервиса. Ведь для государства нет никаких проблем уговорить акционеров ВДЦБ и НДУ принять решение о слиянии. И никаких проблем в том, что доля государства в объединенном депозитарии будет не 75%, а несколько ниже. Административные рычаги управления естественным монополистом же никто не отменял.

Расчетный центр, в том виде как он прописан в законопроекте, – очевидная попытка создать кормушку для чиновников, которые будут им управлять. Все функции, которые чиновники хотят на него возложить, кроме клиринга легко и непринужденно может и должен выполнять непосредственно центральный депозитарий. Как это и происходит во всех цивилизованных странах. Клирингом же никто кроме биржевых структур все равно заниматься не в состоянии, потому что клиринг – это неотъемлемая часть биржевой технологии. Для этого достаточно, чтобы клиринговая организация имела счет в центральном депозитарии и в системе электронных платежей. И все! И не надо тратить бюджет на создание еще одной коммерческой организации.

На мой взгляд, для того чтобы понять и согласиться с изложенными выше аргументами не нужно быть экспертом по фондовому рынку. Я вижу только одну причину, по которой Виктор Федорович может быть не согласен с этими аргументами – ему не дадут ознакомиться с мнением рынка.

Другие статьи по этой теме





Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарии