Блог компанії

Гривну ждет стабильность, но в этом есть возможности

В бюджете на 2021 год, Правительство Украины заложило курс равный 29 гривен за доллар и насколько я понимаю, таковым он и будет. Поскольку власти страны по-своему понимают «рынок». И теперь видимо переменной единицей будет не курс гривны, а величина Золотовалютных Резервов страны.

Как показали валютные торги в последние полтора месяца, Национальный Банк Украины де факто работал в «одни ворота». НБУ в августе покупал валюту с рынка в периоды, когда гривна укреплялась, и тем сглаживал «растущее колебание» гривны. Но в тоже время в периоды, когда гривна слабела, НБУ предпочитал ничего не делать и не сглаживал «падающее колебание» гривны. За счет такой политики в августе НБУ выкупил валюты с рынка на 460 млн. долларов, а интервенций по продаже валюты, по сути, не было. И только по достижении курсом отметки 28 гривен за доллар, НБУ начал операции по продаже валюты.

Если бы политика НБУ была бы другая, при которой НБУ бы и покупал и продавал валюту, то возможно гривна сегодня стоила бы дороже, и курс мог бы составлять 27 или 26 гривен за доллар. Но мы имеем то, что имеем. Власть, на мой взгляд, перешла к ручному управлению курсом, и сознательно привела его к обозначенной ей же самой цели.

Премьер министр Украины Денис Шмыгаль заявлял, что в текущем году курс будет составлять 27-28 гривен за доллар, а в следующем году он ожидает курс равный 29 гривен за доллар. И при ручном управлении такое вполне возможно. Власть при желании может держать курс на заявленном уровне.

В этом году объем Золотовалютных Резервов страны увеличился на 4,5 млрд. долларов, при том, что гривна с начала года упала в цене. Это означает, что вся энергия по укреплению гривны трансформировалась в резервы, а не в силу гривны. И далее, независимо от всех других обстоятельств, видимо вся энергия, которая будет направлена на укрепление гривны, так же будет трансформирована в ЗВР.

С другой стороны, финансовые власти страны с таким же успехом могут сдерживать и падение гривны, поскольку страна для этого имеет достаточный объем Золотовалютных Резервов. На данный момент их величина составляет 29 млрд. долларов, что по нынешнему курсу превышает отметку в 800 млрд. в гривневом эквиваленте. А эта цифра превышает денежную базу, которая в августе составляла 562 млрд. гривен, а значит, у властей страны есть достаточно ресурсов для ручного управления курсом.  И обозначенные цели власть выполнить сможет.

Хорошо все это или плохо, вопрос спорный. Но такая постановка вопроса, где будущий курс известен, дает инвестором ответ на вопрос о том какие ОВГЗ на сегодня лучше, гривневые или валютные. С такими настройками на ближайший год выгодней гривневые ОВГЗ с 10% доходностью. Ведь даже если вычесть из этой доходности потенциальное ослабление гривны в течении года на 3-4% до отметки 29 гривен за доллар, то чистая доходность в пересчете на доллары в размере 6-7% годовых будет гораздо выше чем доходность по валютным ОВГЗ равная сегодня 2,5-3% годовых.

Что касается страхов о финансовой стабильности страны. То в данном вопросе, на ближайшие пару лет больших рисков для держателей ОВГЗ не возникнет, даже несмотря на высокие показатели дефицита бюджета страны. И основой для этого служат заслуги прошлых лет, когда стране удалось довести величину своего государственного долга до уровня 50,3% от ВВП (на конец 2019 года). Для сравнения в 2016 году его величина составляла 81% от ВВП.

Текущий запланированный дефицит бюджета в размере 7,5% от ВВП на 2020 год и 6% от ВВП в 2021 году суммы большие, но фактические цифры, как показали первые 8 месяцев этого года, могут быть меньше. И при учете того что номинальный ВВП Украины в 2021 году в цифрах вырастит, общий размер государственного долга к концу 2021 года может вырасти до величины 60% от ВВП. А такую величину долга страна сможет обслуживать, и он не будет являться проблемным. Проблемы могут возникнуть уже после 2021 года, если государственный долг в последующие годы продолжит увеличиваться быстрыми темпами и власти страны не сократят дефицит бюджета. Но пока что ресурс для высоких затрат у страны есть.

При этом конечно возникает множество вопросов о том, хорошо ли то, что государство будет наращивать долг? И в ответ на это можно сказать, что да это плохо, поскольку такое развитие событий не является лучшим вариантом для развития страны. Поскольку государственные затраты вряд ли можно назвать эффективным способом инвестиций. И ресурс, достигнутый в прошлые годы, в виде низкого уровня государственного долга, макроэкономической стабилизации будет потрачен не самым эффективным способом.

Но как говориться все познается в сравнении. И если сравнивать текущую ситуацию с тем, что было в последние 30 лет, то сейчас она не хуже чем было раньше. Потому что эффективного государства у страны еще не было, о нем мы пока еще только мечтаем. Реформы это долгий процесс, который, как и многое другое развивается волнами, с волнами движения вперед и откатами. Если текущая власть после себя, в наследие, оставит положение в стране в лучшем виде, чем было в 2014 году, то это уже будет шагом вперед, потому что новая волна вверх будет стартовать с более высоких позиций.

Федоров Михаил, аналитик УНИВЕР
Економічний огляд
Made on
Tilda